ГКУ ЦСА имени Е.П. Глинки
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Моя работа близка к мечте детства»: новый руководитель ЦСА имени Е.П. Глинки о помощи бездомным людям

Столичный Центр социальной адаптации им. Е. П. Глинки возглавила Ольга Устимова, которая имеет опыт работы в социальной сфере и в новой должности находит общие для всех социальных учреждений принципы гуманности и неравнодушия к чужим судьбам.
Любой обратившийся может получить здесь ряд социальных услуг: специалисты помогут в восстановлении документов, оформлении пенсии, устройстве на работу и при необходимости представят интересы гражданина в суде. Также здесь работают опытные психологи, которые поддерживают подопечных.
Ольга Устимова считает, что важно привлекать внимание общества к проблеме бездомности:
«Человек, попавший на улицу, находится в очень уязвимом положении. Он не знает, куда ему идти и к кому обратиться. Помогая людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, мы не только способствуем уменьшению количества бездомных граждан на улицах столицы, но главное — повышаем уровень вовлеченности города в судьбу своих жителей. Для каждого, кто попадает к нам в центр, мы стараемся сделать все возможное, чтобы вернуть его в социум», — рассказывает руководитель ЦСА имени Е.П. Глинки.
— Какова была первая реакция, когда Вы узнали, что будете работать с бездомными?
Оказание социальной помощи людям, оказавшимся на улице, была в новинку, поэтому поначалу была в замешательстве. Но опыт работы в различных структурах помог быстро вникнуть в тему и сориентироваться. Оказалось, что город очень много делает для помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В целом ожидания более чем оправдались. Перспективы и задачи только больше меня захватили.
— Кем думали стать в детстве?
В детстве мечтала стать медсестрой, как моя бабушка. Она работала в больнице старшей медицинской сестрой, и я бывала у нее на работе. Пациенты в палатах по-доброму общались со мной, дарили самодельные игрушки, сделанные из капельниц. Это ощущение доброты и помощи вокруг, видимо, повлияло на мои желания оказаться именно в такой атмосфере. И теперешняя работа очень близка к той, о которой я мечтала в детстве.
— А чем Вы занимались до прихода в центр? Приходилось ли раньше работать с незащищенными группами населения?
Мне приходилось иметь дело с неизлечимо больными людьми, когда работала в Центре паллиативной помощи Департамента здравоохранения Москвы и занимала там должность заместителя директора по хозяйственным вопросам. Суть этой помощи заключается в том, чтобы улучшить качество жизни людей, оказавшихся перед лицом неизлечимых заболеваний. Это и облегчение их боли, и оказание психологической помощи, и поддержка членов семей — то есть комплексный уход за таким человеком на последнем этапе его жизни. Наш руководитель всегда настраивала нас на то, что любой человек имеет право на достойную жизнь до конца — без боли и страха, окруженный заботой. И мы обеспечивали именно такой подход.
— Находите ли Вы время, чтобы лично пообщаться с подопечными центра?
Конечно, а как иначе понять, в какую сторону развиваться, как улучшать нашу работу. Вместе с коллегами мы регулярно делаем обход. Весна выдалась холодной, мы прошли все комнаты, опрашивали жителей отделения временного пребывания, не холодно ли им. Я также провожу личный прием раз в неделю. Мы перенастроили работу отделений, и сотрудники решают множество проблем и задач без моего участия на своем уровне. Этому способствовал один инструмент — мне регулярно докладывают по каждому подопечному, сотрудники еще больше общаются с ними, от этого поступает качественная обратная связь.
— На чем Вы сейчас планируете сосредоточить работу? Уже удалось определить краткосрочные, долгосрочные цели?
Центр социальной адаптации — большая структура, с филиалами, которые находятся порознь, с мобильной службой. Взгляд нового человека помогает заметить те недоработки, что коллектив в ежедневной рутине не замечает. Поэтому сейчас мы анализируем работу подразделений, чтобы откорректировать процессы служб. А долгосрочная перспектива — те проекты, которые развивает Департамент труда и соцзащиты. Это поиск путей взаимодействия с профильными НКО, дорожная карта помощи бездомным гражданам и улучшение материально-технической базы учреждения, развитие сотрудничества с другими ведомствами. У города есть определенное видение, в том числе и мы, конечно, готовы реализовать даже самые смелые планы.
— Можно ли как-то, по Вашему мнению, предотвратить ситуации, из-за которых человек оказывается на улице?
Сложный вопрос — как предотвратить. Иногородних обманывают при трудоустройстве, москвичей — при совершении сделок с недвижимостью, и так они оказываются на улице. Предотвратить это можно, повышая финансовую и юридическую грамотность населения. Для кого-то такой образ жизни — личный выбор. Бывает, что у человека есть и жилье, и родственники, но он сам решил жить на улице, ему нравится, например, путешествовать. Есть и другие причины, по которым люди оказываются без крыши над головой. У кого-то это проблемы с алкоголем или наркотиками, семейные конфликты. Есть граждане, вышедшие из мест лишения свободы, которым трудно ресоциализироваться. Мы со своей стороны помогаем найти работу всем трудоспособным, максимально стараемся вернуть их к прежней жизни. Для этого тесно работаем и с другими организациями — и с государственными службами, и с НКО.
Источник: Пресс-служба ДТСЗН
«Принцип работы — неравнодушие»: истории молодых сотрудников Центра социальной адаптации им. Е. П. Глинки

Московский Центр социальной адаптации им. Е. П. Глинки уже четверть века ведет работу по ресоциализации бездомных граждан. В учреждении работают как опытные сотрудники, так и молодые специалисты. В преддверии Дня молодежи рассказываем истории тех, кто решил связать профессию с помощью людям.
«Молодость — самый чудесный период в жизни каждого человека. Это время, когда мы ищем себя, определяем будущее и находим счастье. В нашем коллективе работает молодежь, причем порядка 30 человек моложе 30 лет. Я горжусь ими, ребята очень отзывчивые, добрые, хорошие специалисты, подают положительный пример другим», - отмечает Ольга Устимова, директор ЦСА им. Е. П. Глинки.
Ангелине — 26 лет, она работает в отделении социальной помощи центра около двух лет.
«Всегда была интересна работа с людьми, хотела им помогать. К тому же понимала, что в центре могу получить новый опыт. Всегда приятно помогать нуждающимся и видеть конечный результат. Основной принцип работы — неравнодушие к чужим проблемам», - говорит Ангелина.
Каждое утро девушка встречает обратившихся в центр граждан, беседует с ними и сопровождает в приемном отделении. Она считает, что в центре могут работать только внимательные, открытые люди.
«На работе приходится быть психологом, искать индивидуальный подход. Сложнее всего, когда человек не хочет, чтобы ему помогали. С такими людьми сложно выстроить контакт. Считаю, что социальный работник должен быть эмоционально устойчивым, проявлять эмпатию и терпение», - отмечает Ангелина.
Коллега Ангелины — Анастасия — ей 22 года. Она пришла работать в центр четыре года назад. Девушка принимает живое участие в судьбах людей, которые обращаются за помощью. И хотя девушка рада возращению подопечных к нормальной жизни, со многими тяжело прощаться.
«Впервые прослезилась на работе, когда провожала свою подопечную в дом-интернат. Очень привязалась к ней. Собирала для женщины все документы, запрашивала путевку. Потом стали собирать вещи… И тут поняла, что мне очень жалко расставаться», - вспоминает девушка.
В отделении социальной помощи Анастасию знают все подопечные, многие называют дочкой и внучкой. Девушка не боится быть свидетелем тяжелых человеческих судеб и всегда готова поддержать людей, оказавшихся без дома и средств к существованию.
«Конечно, сложности бывают. Иногда подопечные конфликтуют. Тут нужно уметь сочетать строгость и сочувствие, дать понять людям, что мы хотим им помочь», - делится опытом Анастасия.
Девушка помогает восстанавливать личные документы, сопровождает подопечных в медицинские учреждения, организует их дальнейшее жизнеустройство, в том числе в социальные учреждения, если людям требуется профессиональный уход.
«Мне нравится такая работа — всегда в движении. Каждый день вижу отдельные судьбы, как они меняются, вижу результаты своей работы. Это приносит огромное удовлетворение», - резюмирует Анастасия.
Если вы сами попали в трудную жизненную ситуацию, или случайно увидели на улице нуждающегося, не оставайтесь равнодушными, звоните по телефонам мобильной службы «Социальный патруль»: +7(499) 357-01-80, +7(495) 720-15-08 или в единую службу помощи 112.
Источник: Dobro ЖУРНАЛ
С начала года мобильные бригады «Социального патруля» совершили более 3 тысяч выездов

Московский Центр социальной адаптации имени Е. П. Глинки более четверти века помогает людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Помочь человеку, оказавшемуся на улице, очень просто — достаточно одного звонка в мобильную службу «Социальный патруль», все остальное сделают профессионалы. С начала года мобильная служба совершила более 3 тысяч выездов. Об этом сообщила Оксана Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
«Служба «Социальный патруль» круглосуточно выезжает на улицы столицы. В первом полугодии мы совершили 3149 выездов по звонку неравнодушных горожан. Зимой звонков на треть больше. С приходом тепла мы отмечаем уменьшение количества вызовов. Однако призываю горожан быть внимательными и не проходить мимо человека, который может пролежать на солнцепеке не один час, — это грозит тепловым ударом. Увидев на улице бездомного человека, сообщите о нем в службу «Социальный патруль», — рассказала Оксана Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Летом город в круглосуточном режиме патрулируют 17 машин: 13 — днем и четыре — ночью. Зимой «Социальный патруль» работает более интенсивно: на вокзалах Москвы круглосуточно дежурят пять микроавтобусов, где можно получить срочную помощь, согреться, выпить чаю, переждать холодную ночь. Маршрут патрулирования разрабатывается и корректируется ежедневно — в зависимости от того, из каких районов города поступает больше обращений граждан. Летом маршрут включает традиционные места скопления бездомных: железнодорожные вокзалы, парки, скверы, территории вокруг водоемов и другие.
«Наши сотрудники обрабатывают каждый вызов, поступающий в центр. Если выясняется, что человек нуждается в помощи, отправляем машину „Социального патруля“. Сотрудники на месте определяют, нуждается ли человек в срочной медицинской помощи — и тогда они вызывают скорую, или же предлагают проехать в приемное отделение центра», — комментирует Геннадий Брежнев, начальник диспетчерской службы ЦСА им. Е. П. Глинки.
Если бездомный человек соглашается проехать в центр, то сначала оказывается в приемном отделении. Там он сразу же может получить срочные услуги: доврачебную медицинскую помощь, принять душ, поесть, переночевать, переодеться. Время, проведенное в приемном отделении, помогает настроиться на дальнейшее сотрудничество со специалистами.
«Только что поступившие в приемное отделение зачастую не понимают, какую помощь им тут могут оказать. Все зависит от множества факторов: как давно человек на улице, подвергался ли физическому и психологическому насилию, как долго голодал. Некоторые люди подозрительны, недоверчивы, грубы, боятся очередного обмана. И только спустя некоторое время, видя, что их потребности не остаются незамеченными, они начинают доверять специалистам. А это — успех дальнейшего взаимодействия», — рассказывает Михаил Шеверев, психолог ЦСА им. Е. П. Глинки.
При желании бездомный человек может остаться в центре, воспользоваться помощью психолога, соцработника или юриста. Как правило, решение таких вопросов требует времени, поэтому людям предлагают остаться в центре и пройти программу ресоциализации. Сотрудники помогают восстановить утраченные документы, оформить пенсию, инвалидность, найти работу, иногородним — добраться домой. Специалисты разрабатывают индивидуальные программы по ресоциализации бездомных людей, стараются учесть особенности личности каждого человека.
«Чем быстрее мы поможем уйти с улицы, тем скорее человек получит квалифицированную помощь и поддержку и начнет свой путь обратно к нормальной жизни», — резюмирует Геннадий Брежнев.
Не отворачивайтесь от бездомного человека, ведь причины, по которым он оказался без крыши над головой, могут быть разные. Если вам кажется, что человек попал в трудную ситуацию, чувствует себя плохо, не способен самостоятельно передвигаться, вы можете рассказать ему о центре и позвонить в диспетчерскую службу по телефонам мобильной службы «Социальный патруль»: +7 (499) 357-01-80, +7 (495) 720-15-08 или в единую службу помощи 112.
Источник: Пресс-служба ДТСЗН
Последние новости
- Названы самые распространенные схемы обмана по телефону
- День бездомного человека: почему люди оказываются на улице и как им помочь
- РГ приводит комментарий юриста Центра к теме самозапрета на кредиты
- Подопечным Центра напомнили о мерах профилактики туберкулеза
- Поздравляем с Международным женским днем!
- В отделении «Ясенево» проводили зиму праздником Широкой Масленицы
- СОТРУДНИКИ ЦЕНТРА ПОЛУЧИЛИ НАГРАДЫ ЗА МНОГОЛЕТНИЙ ТРУД
Популярные материалы
- Поздравляем с Международным женским днем!
- Подопечным Центра напомнили о мерах профилактики туберкулеза
- День бездомного человека: почему люди оказываются на улице и как им помочь
- РГ приводит комментарий юриста Центра к теме самозапрета на кредиты
- Названы самые распространенные схемы обмана по телефону
- Команда Центра проявила спортивные таланты в профсоюзном турнире
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ