Принцип пяти «не»: как противостоять мошенникам
Постоянно появляются все новые схемы мошенничества. Нередко на уловки аферистов попадаются даже те, кто прекрасно знает обо всех схемах и были уверены, что уж их-то обмануть не получится. Но самой уязвимой категорией все же остаются одинокие пожилые люди. Как же злоумышленникам удается усыпить нашу бдительность и как уберечь себя и своих близких от преступников рассказывают специалисты столичной системы соцзащиты.
Мошенники активно используют современные технологии и открытые источники информации. Например, создают фейковые аккаунты в соцсетях и мессенджерах с реальными фотографиями, украденными из социальных сетей. От имени ничего не подозревающего человека мошенники обращаются к его близким или знакомым, настаивая на строгой конфиденциальности и оказании содействия правоохранительным органам под предлогом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Используя искусственный интеллект генерируют голоса руководителей, родственников, друзей и отправляют голосовые сообщения с поддельных аккаунтов.
Преступники в совершенстве владеют психологическими приемами, позволяющими вывести человека на эмоции. В этом случае, даже у самого рационального человека отключается критическое мышление, и он становится легкой добычей для различного рода манипуляций. Ведь главная задача мошенников – заставить действовать по его плану.
Зачастую жертвами мошенников становятся пожилые люди. По словам врача-гериатра Геронтологического центра «Восточный» Константина Хромова, в первую очередь это связано с возрастными изменениями. С годами у человека снижаются когнитивные функции, способность критически мыслить, он становится более доверчивым. Еще одна причина уязвимости перед мошенниками – нехватка общения. Это особенно характерно для одиноких пожилых людей. Им хочется поговорить с кем-нибудь, и не важно, знакомый это человек или нет.
— Мошенники знают, как расположить человека к себе, создать доверительную атмосферу. Во время такой беседы бабушки и дедушки могут рассказать свои персональные данные, причем не осознавая этого, — говорит Константин Хромов.
Сотрудники соцзащиты регулярно проводят беседы с людьми старшего поколения, находящихся на надомном обслуживании. Рассказывают своим подопечным о наиболее типичных случаях обмана и дают инструкции, как действовать, если пришли незнакомые люди или поступил звонок с незнакомого номера.
Чтобы не стать жертвой обманщиков, Константин Хромов советует не вступать в диалог с незнакомцами.
— Представим ситуацию: вам позвонил человек, представился сотрудником банка и сообщил о каких-либо проблемах со счетами. Ничего ему не говорите, сразу кладите трубку. Обратитесь на горячую линию банка и там узнайте, действительно ли с вашими финансами что-то не в порядке. Если это необходимо, попросите родных или знакомых записать в вашем телефоне номер горячей линии, чтобы он всегда был под рукой, — рекомендует врач.
Нередки случаи, когда люди остаются не только без накоплений, но и без жилья из-за излишней доверчивости или невнимательности. Московский Центр социальной адаптации имени Е.П. Глинки помогает людям, лишившимся дома, разобраться в сложившихся обстоятельствах и снова обрести крышу над головой. История одной из подопечных центра – яркий пример схемы, когда человеку звонит фальшивый сотрудник правоохранительных органов и под предлогом помощи в расследовании и обеспечении сохранности сбережений, убеждающий человека продать имущество и перевести все деньги на «специальный» счет.
— Такой звонок поступил Галине. Женщина поверила звонившим и выполняла поручения мошенников, которые запутали ее инструкциями и паролями. В итоге Галина продала квартиру и перевела деньги мошенникам. Сейчас ей оказывается содействие по юридическому сопровождению и отстаиванию законных прав, — рассказал юрист Центра социальной адаптации имени Е.П. Глинки Андрей Иванов.
Самый простой способ не стать жертвой мошенников — соблюдать принцип пяти «не»:
- не отвечать на звонки с незнакомых номеров,
- не заводить телефонных разговоров с неизвестными лицами,
- не вступать в переписку с незнакомыми людьми,
- не переходить по ссылкам из непроверенных источников,
- не устанавливать приложения по рекомендации неизвестных лиц.
Возьмите за правило, прежде, чем принять какое-либо решение – обязательно дайте себе время все хорошо обдумать. Обратитесь к родственникам, друзьям, коллегам, осмыслите ситуацию. Не совершайте необдуманных действий и всегда проверяйте полученную информацию
Если на улице вы увидели бездомного человека, нуждающегося в помощи, не проходите мимо. Позвоните в службу «Социальный патруль» по номерам 8(499)357-01-80, 8(903)720-15-08 или в единую службу 112.
Источник: Вечерняя Москва